Николай Радов: Гражданское общество Белоруссии накануне президентских выборов

14 ноября в Минске под эгидой ОБСЕ прошла так называемая Национальная конференция гражданского общества, на которую собралось 250 представителей различных неправительственных организаций Белоруссии. Подобная встреча стала возможной после того, как в 2009 году в рамках программы ЕС «Восточное партнерство» было заявлено о начале работы «Форума гражданского общества», к которому присоединились некоторые проевропейские неправительственные организации РБ (Агентство гуманитарных технологий, Белорусский институт стратегических исследований, «Таварыства беларускай мовы імя Ф. Скарыны», Фонд им. Льва Сапеги, Движение «За Свободу», Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников и др.). Однако, несмотря на всеобщие усилия и создание Национальной платформы Форума гражданского общества, в Белоруссии за прошедший год так и не была выработана единая концепция взаимодействия властных и негосударственных институтов страны. Более того, руководство РБ добилось исключения гражданского общества из числа участников переговоров на межгосударственном уровне, что фактически закрыло для негосударственных структур возможность получить финансовую независимость.

Напомним, что в гражданском обществе осуществляется независимая от государства самореализация людей как свободных индивидов в виде добровольных объединений граждан, защищенная правовыми нормами от произвольной регламентации их деятельности со стороны государства и его органов. В этом обществе формируется способность человека стремиться не только к свободе от принуждения, зависимости, эксплуатации и т.д., но и к свободе самореализации, самоутверждения в обществе, осуществления своих целей и планов, социального и духовного возвышения. Однако подобное определение в полной мере не может быть применено к белорусской действительности.

Принято считать, что формирование гражданского общества в Белоруссии началось после распада СССР. До этого представители коренного белорусского населения фактически никогда не допускались к управлению на своей территории. Любые попытки противостоять подобной ситуации жестоко подавлялись, что вызывало страх у широких слоев населения, и, как результат, нежелание проявлять политическую активность. В период первой половины 1990-х годов в стране наметились первые ростки формирования не только национальной политической элиты, но и гражданского общества, когда население стремилось повысить свою политическую культуру и выйти за уровень простого голосования на выборах. В это время в стране массово создавались различные общественно-политические организации, призванные включить население страны в политическую жизнедеятельность общества. Именно в этот период в Белоруссии наблюдалась свобода слова и мнений, прошли относительно свободные выборы и был создан фундамент для создания консолидированного гражданского общества.

Однако с приходом к власти Александра Лукашенко данный процесс практически остановился.
316a
Жесткие методы управления, административная вертикаль, разросшийся бюрократический аппарат и неверие граждан в собственные силы породили в стране достаточно парадоксальную ситуацию. С одной стороны, законодательно было установлено, что препятствий для создания и деятельности различного рода институтов гражданского общества в Белоруссии нет. Конституция РБ в статье 21 провозгласила права и свободы личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов, то есть взаимоотношения между государством и гражданином, должны строиться таким образом, чтобы государство реально могло обеспечить права и свободы граждан. Помимо этого, Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» позволил населению обращать внимание властей на существующие проблемы и требовать скорейшего их решения, а Директива президента Республики Беларусь «О мерах дальнейшей дебюрократизации государственной аппарата» № 2 от 27 декабря 2006 г. была направлена на содействие общественному контролю над рассмотрением обращений, поданных гражданами, и исполнением непосредственных обязанностей местными органами власти.

С другой стороны, несмотря на формальную поддержку развития гражданского общества, деятельность белорусского режима, направленная на недопущение к сфере политики простых граждан, привела к формированию у населения стойкого убеждения о приоритете государства над личностью. Итогом подобной политики стало фактическое прекращение какого-либо диалога между властью и гражданами Белоруссии.

К наиболее часто упоминаемым экспертами причин отсутствия в Белоруссии сформированного гражданского общества, как правило, относят: низкий процент частного сектора в экономике; отсутствие профессиональной политической элиты, осуществляющей национально ориентированную внешнюю и внутреннею политику; наличие репрессивного аппарата и страх перед расправой за социальную и политическую активность; низкий уровень политической культуры и политического сознания простых граждан.

На протяжении последних полутора десятка лет число людей, готовых активно участвовать в политической жизни общества неуклонно падало, что не могло не сказаться на процессе формирования в Белоруссии гражданского общества, само понятие которого в настоящий момент в полной мере не доступно простым белорусам. Как показывают различные исследования, среднестатистический белорус относит к гражданскому обществу Комсомол, Белорусский Республиканский Союз Молодежи (государственное молодежной объединение, созданное по принципу добровольно-принудительного членства), а также различного рода финансовые структуры и организации. При этом среди населения существует твердая уверенность, что гражданское общество в Белоруссии существует и, не смотря на определенные трудности, функционирует.

В действительности сегодня можно говорить лишь о том, что в Республике Беларусь создана особая система взаимоотношений власти с гражданским обществом, основанная на принципах патерналистского управления и ограничении источников информации для населения. В условиях командно-административного способа управления страной население Белоруссии в большинстве своем привыкло к постоянной социальной опеке государства. В итоге, при возникновении конфликта интересов власти и общества, у белорусских граждан вызывает затруднение самоорганизация с целью улучшения жизни и отстаивания своих законных прав. Если добавить к этому определенный информационный вакуум, диктат правящего режима и правовую безграмотность большинства людей, особенно проживающих в районных и сельских населенных пунктах, то приходиться признать, что возможности в рамках существующей нормативно-правовой базы самостоятельно инициировать гражданский процесс для решения не только республиканских, но и региональных проблем, в Белоруссии весьма ограничены.

До недавнего времени проблема формирования полноценного гражданского общества находилась на периферии политической жизни страны. Однако с появлением проекта Европейского Союза «Восточное партнерство» множественные неправительственные структуры оживили свою деятельность. И дело здесь не в том, что в республике изменились условия существования общественных организаций и движений. Несмотря на наличие в Белоруссии тысяч различного рода неполитических организаций (инвалидов, ветеранов, женщин и тому подобных), в массе своей они не способны на какие-либо серьезные шаги, направленные на консолидацию белорусского общества. Их малочисленность и узконаправленная деятельность не позволяют охватить большое количество граждан страны. Поэтому активизация подобных структур в первую очередь может быть связана с возможностью не только получить финансирование своих программ, но и улучшить благосостояние их руководителей. Борьба за грантодателей — главный лозунг и цель организаций, именующих себя частью гражданского общества Белоруссии.

Подтверждение подобного вывода можно найти в проходящей сегодня в Белоруссии политической кампании под названием «Президентские выборы». Несмотря на то, что кандидаты уже известны, их программы до сих пор достаточно туманны и неопределенны. Поэтому перед белорусским электоратом встает вопрос: кто, кроме действующего главы государства, может претендовать на роль «спасителя нации». Для каждого из претендентов на пост руководителя республики (будем считать, что хоть кто-то из них, кроме Лукашенко, имеет шансы на победу) в настоящее время одной из главных проблем является привлечение на свою сторону как можно большего числа представителей гражданского общества, лидерами которого они себя считают. Учитывая тот факт, что административные рычаги находятся в руках одного человека, а ставка на «номенклатурную революцию», похоже, провалилась, именно институты гражданского общества могут стать единственным реальным инструментом в руках оппозиции. Однако, ни политические оппоненты Лукашенко, ни какие другие гражданские «лидеры» не спешат объединить свои усилия для достижения победы. Более того, выяснилось, что сегодня гражданское общество Белоруссии представлено двумя лагерями, проповедующими разные концепции развития: французская (предполагает тотальное включение гражданского общества в жесткие территориально-отраслевые ячейки) и скандинавская (предполагает инициативу снизу и многолетние традиции диалога) модели. При этом ни кто из приверженцев этих моделей не хочет идти на компромисс, стремясь в случае победы ухватить от «Восточного партнерства» кусок финансирования пожирнее.

Со стороны оппозиционных кандидатов также не видно серьезной инициативы объединить совместные усилия для создания удобной платформы в борьбе с существующим режимом: Некляев, Санников, Романчук и другие заняты сейчас чем угодно, но только не поиском путей победы на выборах. Впрочем, это было предсказуемо, так как реально рассчитывать на победу, опираясь лишь на своих немногочисленных сторонников, объеденных либо финансовыми интересами, либо партийной дисциплиной, и не считая необходимым расширять социальную базу поддержки в ходе предвыборной кампании, нельзя.

Конечно, в условиях грядущего социально-экономического кризиса после президентских выборов, склонность населения к более активным формам участия в политической жизни страны будет возрастать. При этом необходимо учитывать, что вследствие определенных черт менталитета белорусов, низкой политической культуры граждан и отсутствия поддержки со стороны оппонентов политического режима, развитие гражданских инициатив будет связано с прямым и открытым диалогом с властью, а не с деструктивной деятельностью в рамках законспирированных оппозиционных структур, использующих в качестве главного оружия — ультиматум. В таком случае, государство, при адекватном подборе инициатив, проектов, лозунгов и форм участия получит прекрасный шанс создать полностью контролируемое и предсказуемое гражданское общество в стране. Созданный же в начале 2009 года Общественно-консультативный совет при Администрации президента, в состав которого наряду с чиновниками вошли представители ряда независимых и провластных общественных объединений и политических партий (около 30 человек), окончательно превратится в новый орган бюрократического аппарата, отодвинув на второй план главную роль гражданского общества — независимого посредника между личностью и государством.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.