Депутаты придумали взяточникам штраф в 500 миллионов


  Депутаты придумали взяточникам штраф в 500 миллионов

Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные тому, как на практике работает антикоррупционное законодательство. Депутаты при помощи экспертов и борцов с коррупцией из регионов выяснили: принятый в 2008 году антикоррупционный пакет нуждается в заметной доработке. Причем к тем проблемам, на которые эксперты указывали еще два года назад, добавились новые, возникшие из «лазеек» в самом пакете законов.

Несмотря на то что слушания считались важными (в их ходе Госдума планировала подвести промежуточные итоги двухлетней борьбы с коррупцией по новым правилам, заложенным президентским пакетом 2008 года), состав участников не отличался представительностью.

Сходка референтов

В президиуме сидели два думских вице-спикера— Олег Морозов и Владимир Жириновский, а также депутаты из четырех комитетов-организаторов. В зале— порядка сотни представителей регионов, научных организаций и ведомств. Ни одно министерство (федеральное агентство) не прислало высокопоставленных уполномоченных чиновников.

В зале сидели госслужащие, в основном в ранге начальников отделов, советников департаментов, а то и попросту референтов (низший ранг в «табели» чиновников). Видимо, заявленная тема оказалась не столь важна, чтобы прислать в Госдуму замов министров, или, хотя бы начальников департаментов. О том, что противодействие коррупции (одна из основных тем президентского срока Дмитрия Медведева), в министерствах и ведомствах, судя по всему, подзабыли.

Лучше всех к подведению итогов борьбы с коррупцией подготовились думцы (у них, по крайней мере, были систематизированные предложения). Так, единоросс Александр Хинштейн предложил вернуться к известной теме: отслеживать не доходы, а расходы госслужащих и их семей. Причем в том же режиме, как сейчас декларируются доходы: ежегодно и открыто.

Кроме того, депутат полагает необходимым ввести запрет для родственников чиновников на ведение бизнеса (и работу на государство) в том регионе, где работает сам чиновник. Такая норма, будь она принята, крепко ударила бы по благополучию чиновничьих кланов, полагает депутат. «Но скорее всего, эффект был бы минимальным,— пояснил GZT.RU председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.— Родственники просто переписали бы бизнес, конечно, фиктивно, на своих знакомых. А вот контроль расходов— здравая мера, применяемая во всех цивилизованных странах, далеко продвинувшихся в противодействии коррупции».Антикоррупционные лазейки

Хинштейн обнаружил и лазейку в законе «О противодействии коррупции»: запрет на совмещение одним человеком службы государству с занятием бизнесом везде прописан, а наказание не установлено! Де
1e7f
путат предложил ввести в КоАП и указанный закон нормы прямого действия— солидный штраф и дисквалификацию нечистоплотного чиновника.

Собравшиеся много говорили о деятельности антикоррупционных комиссий, которые появились в каждом субъекте и каждом городе после принятия президентского пакета (как в свое время антитеррористические и антинаркотические комиссии). Выяснилось, что возглавляемые главой исполнительной власти комиссии состоят из чиновничества разных ведомств, а значит, и КПД их деятельности— «почти нулевой».

Участники слушаний предложили изменить главу о комиссиях в законе и подзаконных актах: например, передать их формирование полпреду или главному федеральному инспектору (оторвать от местной элиты), ввести в состав преимущественно общественников, журналистов. «Важный критерий— отторжение комиссии местной властью,— вещал пламенный Хинштейн.— Поток жалоб на деятельность комиссии со стороны губернаторов и мэров!»

Штраф в 500 млн

Референт ГПУ президента Валентин Михайлов отметил, что «коррупционное поведение считается нормой в обществе». Он убеждал собравшихся, что главные в противодействии коррупции— ведомственные отделы по профилактике коррупционных нарушений. «Надо уточнить полномочия подразделений по профилактике: например, дать им аозможность получать сведения из банков, страховых агентств (о своих чиновниках.— GZT.RU)», говорил чиновник администрации президента.

Он же предложил существенно увеличить имущественные санкции за коррупционное поведение— ввести кратные штрафы (10-ти и 100-кратные!), а также вернуть в УК самостоятельный состав статьи УК «посредничество в даче взятки» (сейчас посредники проходят как соучастники). И также ввести штраф с юридического лица за дачу взятки от имени компании и в ее интересах («предлагаю 300–500 миллионов», говорил Михайлов).

Региональный креатив

Из выступлений депутатов и представителей центральных ведомств складывалась картина мудрости, честности и дальновидности федерального законодателя и корыстолюбия регионалов, щедро приправленной склонностью нарушать закон. Представители регионов в долгу не остались.

Прежде всего несколько выступавших региональных борцов с коррупцией говорили о «навязанной коррупциогенности»— то есть когда в обычной практике госслужащим приходится опираться на принятые федеральным центром крайне несовершенные нормы, оставляющие простор для коррупционных проявлений.

Так, депутат из Дагестана Фикрет Раджабов заявил: «Закон состоит, допустим, из 20 статей. 10— про предмет закона, остальные 10— как этот закон обойти». По мнению регионала, в центре забывают, что закон приходится применять и чиновникам Кавказа, «не всегда хорошо знающим русский язык». Такие малограмотные чиновники пользуются различными нормами закона так, как сочтут в данный момент целесообразным. Отдельная претензия была высказана в отношении рамочных законов, которые, по мнению дагестанца, «не оставляют возможности для креативного мышления» местных законотворцев.

В итоге участники слушаний решили суммировать все прозвучавшие предложения по изменению законов и проработать их в качестве поправок в УК, КоАП и антикоррупционные законы.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.