Британский наблюдатель о менталитете американцев


  Британский наблюдатель  о менталитете американцев

Робин Кернер (Robin Koerner), создатель сайта «Watching America», рассказывает о менталитете американцев и их представлении о свободе, о своей жизненной философии и о том, что общего между его работой и деятельностью Госдепартамента США.

Робин Кернер (Robin Koerner), создатель сайта «Watching America», рассказывает о менталитете американцев и их представлении о свободе, о своей жизненной философии и о том, что общего между его работой и деятельностью Госдепартамента США.

— Ваш проект существует уже на протяжении 5 лет. Он был основан с целью донести до американцев то, как иностранная пресса представляет их жизнь со стороны. В России существуют похожие проекты — они, однако, также уделяют внимание событиям, происходящим в других регионах мира. Разве такой подход — нечто отличное от принципа «моя хата с краю» — не подходит американцам? Согласны ли вы с тем, что американцев не очень интересует происходящее в мире, если это не касается их напрямую?

— Я британец, и одной из первых вещей, которые я заметил по приезду в Америку, было то, насколько сложно было найти по- настоящему «мировые» новости (наверное, английское BBC меня испортило). Меня также поразила неспособность американцев разобраться в различных точках зрения на мировые проблемы. Это особенно сильно бросалось в глаза, когда почти все американцы до единого поддерживали развязанную Бушем войну в Ираке, в то время как в остальном мире её воспринимали совсем по-другому. Мне хотелось закрыть эту брешь в общественном восприятии. Причиной, по которой меня взволновали проблемы Америки, стало то, что, переехав сюда, я почувствовал родство с США. Мне захотелось лучше узнать эту страну, понять её и сделать свой вклад в её развитие.

Когда у меня родилась идея довести до американцев другие точки зрения, я задумался над тем, как завладеть их вниманием — поэтому я решил писать только о вещах, непосредственно связанных с Америкой. Почему? В-первых, потому что всем нравится читать о том, что касается конкретно его. Такова человеческая натура. Кроме того, у меня не было каких-то особенных ресурсов или огромных финансов, так что задача переводить все новости на свете была совершенно невыполнимой — мне пришлось задать определённые рамки!

Ещё одним отправным пунктом моих размышлений при создании «Watching America» было то, что проблемы Америки почти всегда были международными. У любого журналиста в мире есть своя позиция по поводу США и их действий, так как они, в конечном счете, влияют на весь остальной мир — а также по той причине, что в военном и экономическом смысле (несмотря на рецессию) Америка остаётся безоговорочно сильнейшей мировой державой. Разумеется, мир постоянно изменяется, но на данный момент ни об одной другой стране мира такого сказать
3b3b
нельзя.

— Что вам известно о похожих проектах в других странах?

— Очень немногое. Но мне всегда радостно узнавать, что представители других стран и культур сметают барьеры — включая языковой — между людьми.

— Что вы скажете о проекте «Watching America»? Оправдал ли он ваши ожидания? Какими вы видите его перспективы?

— Сейчас проект мощнее, чем когда бы то ни было. В нём задействовано 300 человек — все они волонтёры. Примерно 40 из них — редакторы, остальные работают переводчиками. Мне бы конечно хотелось видеть больше читателей, так как ценность нашей работы прямо пропорциональна количеству людей, которым она нужна. За последние два года наша команда стала значительно сильнее. У нас появилось много квалифицированных специалистов и профессионалов. Это позволило нам улучшить качество переводов, и, имея надёжную базу в виде качества, увеличить их количество. Так что мы привлекаем всё больше и больше читателей, и всё равно мне хотелось бы, чтобы их было раз в десять больше. Недавно мы попали в Топ-100 000 лучших сайтов в мире… Но я считаю то, чем мы занимаемся достаточно важным, чтобы мы были, по меньшей мере, в топ-25 000.

— Кто составляет аудиторию и команду вашего проекта? Классифицируете ли вы как-нибудь своих читателей? Оправдали ли вы их ожидания?

— Если вы имеете в виду круг наших читателей, то мы не проводим исследований среди них. Впрочем, чтобы составить представление о нашей аудитории, можно посмотреть какие ресурсы ссылаются на нас. Я очень горжусь тем, что мы политически-нейтральная беспартийная организация. Мы не продвигаем какие-то конкретные взгляды (будь они левыми или правыми, про- или антиамериканскими). Наши читатели рассредоточены по всему политическому спектру, хотя должен заметить, что в основном в нашу аудиторию входят хорошо образованные читатели, которые, разумеется, интересуются политической жизнью Америки, равно как и вопросами международной политики.

— В одном из интервью вы сказали, что «Watching America» делает часть той работы, которую должен был бы делать Госдепартамент. Означает ли это, что американской внешней политике требуется дополнительная информационная поддержка?

— В целом, Госдепартамент занимается тем же, что и мы, но они используют эту информацию в своих целях… Разница между нами в том, что результаты нашей работы общедоступны. Вероятно, я сказал это после того, как аналитика работы нашего сайта показала, что «Watching America» часто посещают работники ЦРУ и других государственных организаций — чему я кстати несказанно рад. У меня есть письмо из Госдепартамента США, в котором их представитель написал мне о том, что их аналитики знали о существовании нашего сайта и пользовались им ещё до того, как я решил поставить их в известность о существовании такого ресурса! Один из наших слоганов «Американское Общественное Разведывательное Управление» пошёл именно оттуда.

— Что, по-вашему, определяет международный облик США в глазах других стран? Какая часть этого имиджа формируется прессой?

— То, как США видят в других странах, определяется в первую очередь человеческой натурой — мы привыкли недолюбливать самого здорового парня из двора, особенно если он при этом ещё и самый богатый. США всегда были выскочками и, кроме того, до недавнего времени они ни разу не раскаялись в своих поступках. Они совершали ошибки, которые влекли за собой огромные последствия. Мир требует, чтобы Америка сама соответствовала той мерке высоких стандартов, с которой она подходит ко всем остальным странам. Явное двуличие в таких вопросах всегда будет лакмусовой бумажкой истинных намерений. Однако если закрыть на это глаза, сам тот факт, что жизнь людей, живущих за тысячу миль от Америки, зачастую сильнее зависит от её политики, чем жизнь самих американцев может служить объяснением, почему у столь многих людей есть свои глубокие убеждения касательно США.

Я всегда говорил, что даже антиамериканские настроения, которые зачастую попадают на страницы «Watching America», по сути, являются проамериканскими. Ведь те, кто критикуют Америку, говорят о её несоответствии собственным ценностям. Другими словами, большая часть критики в духе «Самой Америке не удаётся жить в соответствии со своими принципами» подразумевает согласие с провозглашёнными ей принципами и желание им соответствовать. То есть, как правило, мы говорим о фактическом несоответствии США тем идеалам, которые даже сами критики называют исконно американскими и достойными подражания.

Не так давно я пришёл к выводу, что большая часть мира не вполне представляет себе, что означает свобода для американцев. По-моему, когда иностранцы говорят о свободе применительно к США, они подразумевают под этим то, что они привыкли называть свободой у себя (будь то Франция, Англия, Россия или какая-то другая страна). По их мнению, американцы просто больше об этом беспокоятся (так думают сторонники Америки), или больше об этом болтают (так считают её противники). И, на мой взгляд, это неправильно. Для американцев понятие «свобода» имеет значительно более глубокий и многослойный смысл, чем для кого бы то ни было ещё. Это касается ряда философских концепций, которые, однако, постоянно находят применение в обычной жизни. В других странах то, как политика влияет на свободу — это лишь один показатель из многих, в Америке же это своего рода непреложная образующая черта политики. Идея о том, что государство существует лишь затем, чтобы охранять свободу своих граждан, описанная в документах об основании страны, делает свободу «священной коровой» для каждого американца. Если вы не прожили в США достаточно долго и не прочитали документы об основании этой страны, вам будет трудно понять и прочувствовать собственным нутром то, что составляет самую суть Америки.

Всё это особенно интересно мне как британцу, ведь американское представление о свободе — и, в особенности, её юридическая реализация — является в сущности британским (а точнее сказать «англо-саксонским»). Более того, американская революция, в ходе которой американцы сражались с Великобританией, была по сути своей британской. Тем не менее, сама мысль о том, что где-то в Лондоне люди могут собраться на улице, чтобы обсуждать такие отвлечённые понятия как «независимость» или «small government1» — а уж тем более их документальное описание, например в «Конституции» — кажется совершенно дикой для Англии. Однако именно это и происходит в США. Новые политические движения Америки, ратующие за сокращение роли правительства, в некотором смысле гораздо ближе к тому, что происходило в Восточной Европе на закате коммунистической эпохи. Другими словами, несмотря на то, что у американцев есть материальное благополучие и независимость, о которых другие нации могут только мечтать, многие из них продолжают бороться за свои права и идеалы свободы. Многие зачастую подтрунивают над наивными американцами, но учитывая, что последние не отказываются от борьбы, даже когда политики тащат их прямиком в пропасть, миру есть чему поучиться у американских политических движений, в которых принимают участие обычные люди.

Подводя итог, я хочу сказать, что не верю в то, что весь мир настроен против Америки, однако я считаю, что большинство не американцев неправильно представляют такие понятия как «американизм» и «американское превосходство» (прекрасно описанные в последней книге Даниэля Хэнанна «Новый путь к рабству»). К таким людям я отнёс бы и многих зарубежных журналистов, которым следовало бы лучше изучить США, прежде чем садиться писать о них. Впрочем, я не могу всерьёз их обвинять, ведь и мне самому понадобилось прожить в Америке несколько лет, чтобы понять и прочувствовать всё это.

— Вы довольно часто выражаете ваше мнение по различным политическим вопросам. Влияет ли «Watching America» на ваши собственные взгляды и жизненную философию? Отражается ли это как на других ваших проектах или вашем бизнесе?

— Интересный вопрос. На самом деле я так не думаю — ведь я тщательно следил за тем, чтобы мои собственные политические взгляды не повлияли на работу «Watching America». Однако, это очень своевременный интерес, ведь сайт уже заработал свою репутацию честного и политически нейтрального ресурса, а значит, я могу смело делиться своими собственными мыслями.

Я бы сказал, что проект «Watching America» стал скорее результатом моей жизненной философии, нежели наоборот. Он отражает мою веру в то, что всегда есть идеи и мысли, о которых человек может не знать, но они могут изменить всю его жизнь. Кроме того, окончив институт, я начал изучать эпистемологию — те её разделы, что связаны со знаниями и убеждениями. В частности, я считаю, что труды Томаса Куна (Thomas Kuhn) о парадигмах имеют огромное значение. Заключение Куна о том, что то, во что мы верим (или даже «знаем»), определяет наше мировосприятие (усиливающее, таким образом, наши убеждения) также важно для политики — в том числе международной — как и для любой другой области. Если мы хотим помочь себе сами, мы должны знать, какими нас представляют себе другие люди. Это полезно для двух супругов, и это точно не помешает разным народам!

Как я уже отметил, отвечая на 6-й вопрос, не только проект «Watching America», но и само моё постоянное проживание в США подтолкнуло меня к более детальному изучению некоторых политических идей. Именно так я узнал о так называемом «классическом либеральном» каноне (Фридрих Хайек, Фредерик Бастиат и учёные вроде Пэйна и Джефферсона) — это те знания, которые было бы полезно освежить каждому из нас. Американское наследие является во многом именно «классически-либеральным» (и это не те идеи, что мы привыкли называть «либеральными» в современной Америке). Если Америка обратится к этим истокам, у неё есть шанс стать тем самым — пусть даже это прозвучит несколько старомодно — «сияющим градом на холме», которым она была для многих людей со дня своего основания.

Продвигая классические либеральные идеи, концентрируясь на преимуществах контроля — как социального, так и экономического — над политической жизнью, я с удовольствием стал сотрудничать с такими организациями, как Институт Языка Свободы в Аризоне. Для них я выступал с докладами о личной и экономической свободе по всему миру… Сейчас я пишу книгу, которая, с одной стороны, будет посвящена тому, насколько средства массовой информации множат преобладающие стереотипы вместо освещения полезных фактов, а с другой — тому, какой Америка представляет себя сама, и насколько это представление соответствует действительности.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.